В этой же пробке может стоять и «скорая», едущая на то самое происшествие. Выход из ситуации – решение вопросов на месте без гаишников либо самими водителями, либо с участием аварийного комиссара.
В
парламенте уже несколько месяцев ждет своей очереди законопроект Юрия
Прокопчука № 4652 «О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Украины относительно размежевания полномочий при оформлении
материалов ДТП между органами внутренних дел и страховщиками и
усовершенствовании их деятельности». В случае его принятия два водителя
на автомобилях с «автогражданкой», зарегистрированных в Украине,
получив небольшие повреждения без ущерба жизни и здоровью, имеют право
ГАИ на место происшествия не вызывать. Вместо патруля должны приехать и
все оформить аварийные комиссары (независимые либо одного из
страховщиков, в которых застрахована гражданско-правовая
ответственность участников ДТП).
А участники аварии обязаны будут подать в страховую компанию совместное письменное сообщение. Кроме того, этим документом предписывается внести изменения в Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». В ходе обсуждения законопроекта гендиректор МТСБУ Владимир Романишин предложил также узаконить так называемый еврорапорт (см. фото) – документ, который в Европе подписывают два водителя, не получивших в аварии травм и окончательно определившихся, кто виноват. По нему страховые компании совершают выплаты компенсации ущерба.
Введение еврорапорта только на первый взгляд облегчает оформление ДТП. На деле же неподготовленность водителей и отсутствие аварийных комиссаров могут создавать еще большие проблемы.
Кто будет выдавать бланки еврорапорта водителю? Сколько их нужно возить с собой? Что делать, если один бланк испорчен; если водители не приходят к согласию относительно вины; если через три дня один из них обнаружит, что был травмирован, и обратится за помощью к врачу?
Конечно, законопроект, внесенный Прокопчуком, предполагает девять месяцев на адаптацию общественности к его существованию в законодательном поле. Но еще потребуется активная рекламная кампания и уточнение многих «технических» моментов. Все вышеперечисленные вопросы мы решили задать именно в стадии обсуждения законопроекта. Пока ответов на них нет ни у ГАИ, ни у страховщиков, ни у разработчиков документа. Если же их не дать, то огрехи и неточности могут обернуться досадными неожиданностями, а то и крупными неприятностями на дороге.
Страховщики – против
И водители, и ГАИ заинтересованы во внедрении передового опыта. Первые экономят время, вторые – как минимум бензин на поездках по району. Пока главными противниками этого законопроекта выступают страховые компании. Не в последнюю очередь из-за того, что цену автострахования придется серьезно увеличивать. По словам заместителя председателя правления СК «АХА-Страхование» Максима Межибицкого, в странах Европы до введения еврорапорта количество обращений в страховую компанию за выплатой было втрое меньше, чем после. Дополняя его, вице-президент СК АСКА Елена Машаро говорит, что повышения цены из-за увеличения убыточности не избежать. Кроме того, нужно постепенно переходить к прямому урегулированию убытков, нанесенных владельцу полиса ОСГПО в его страховой компании, а не чужой.
Однако стоимость – это еще полбеды. Проблем с еврорапортом и даже без него предвидится много.
Во-первых, очень трудно будет переучить людей не вызывать ГАИ, особенно в ситуации, когда справка от правоохранительных органов требуется чуть ли не каждым договором страхования. Одно из предложений – отменить обязательное требование такой справки. Но тогда нужно быть готовым к всплеску мошенничества.
Во-вторых, сложно будет научить водителей – особенно пребывающих в стрессовой ситуации – правильно оформлять все документы. И уж тем более мирно определять, кто прав, а кто виноват.
В-третьих, не совсем понятно, что делать аваркому одной страховой компании, если его визави не приехал. Неясно также, какой будет ответственность аваркома, если он «нарисует» заведомо завышенный (памятуя об интересах «партнерской» СТО) или заниженный (экономя деньги СК) убыток, либо же совершит другие неправомерные действия. А каковы его права? Будет ли у него «мигалка», конусы для ограждения места происшествия, рулетка, мел?
В-четвертых, далеко не каждая страховая компания имеет разветвленную сеть аваркомов по всей стране, а независимым комиссарам в законопроекте пока места не нашлось. Зато нашлось место неким «экспертам», квалификацию которых предстоит еще четко прописать.
В-пятых, нужно выяснить, что делать, если было повреждено имущество третьих лиц: столбы, например, или отбойники; если в ДТП принимал участие один или больше двух водителей, если кто-то из них был на машине, зарегистрированной за рубежом, незастрахованной, и т. д., не подпадающей под требования. А поскольку, по оценкам самих страховщиков, реально «годовыми» полисами «автогражданки» покрыто чуть более 20–30% водителей, то перечисленные риски будут скорее правилом, а не исключением. Министр МВД Юрий Луценко также внес предложение: если уж гаишники не будут приезжать на место небольшой аварии, то, может быть, стоит отменить за нее и админответственность в соответствующем кодексе? А то кто же тогда админпротоколы будет составлять? Если это предложение примут, водители смогут вздохнуть с облегчением: некому будет забирать удостоверение прямо на месте происшествия. Но с другой стороны, это может привести к расхолаживанию. «Необходимо усиление контроля в текущей работе. На дорогах нужно проверять наличие полисов «автогражданки», отслеживать мелкие правонарушения – например, ремни безопасности. Без этого эффективность нововведений при авариях будет минимальной», – говорит председатель правления СК «Провидна» Ирина Сиренко.
[ Регистрация | Вход ]