В полдень на перекрестке улицы Владимирской и бульвара Тараса Шевченко в Киеве молодой инспектор с покрасневшим от холода носом, сложив руки за спиной, нервно помахивает полосатым жезлом.
- Меньше стали нарушать? - обращается к нему журналист Корреспондента.
- Конечно, меньше. 340 грн. штрафа - кто ж нарушит? - раздраженно бросает замерзающий блюститель порядка.
Статистика не разделяет категоричности инспектора - нарушители есть. Но их, по данным ГАИ, благодаря пятикратному росту штрафов стало меньше. Выросшая цена нарушения за год сохранила жизни 4 тыс. украинцам, число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) сократилось на треть. "В целом, считаю, что этот год сработали на "очень хорошо", - похвалил подчиненных Юрий Луценко, глава МВД.
С министром согласны не все. 79% водителей и 74% пешеходов, по данным социсследования компании Research&Branding Group за октябрь 2009-го, не удовлетворены ситуацией на дорогах. Ведь качество дорог не улучшилось, сотрудники ГАИ по-прежнему готовы провоцировать нарушения и брать взятки. А еще высокие штрафы не приструнили привилегированных лихачей - чиновников, их родственников и приближенных.
Внедорожный сбор
Андрей Чернов, замначальника Киевской станции скорой медицинской помощи, готовясь заступать на дежурную смену, говорит Корреспонденту, что с введением новых штрафов медики вздохнули свободнее. Если раньше в будний день поступало 15-17 вызовов из-за ДТП, то теперь - до десяти.
Корни этой позитивной тенденции, по данным ГАИ, в том, что водители стали соблюдать элементарные правила: реже игнорируют ремни безопасности, выезжают на встречную полосу или пролетают на красный.
Правда, почти на треть выросло число нарушений скоростного режима. Вадим Володарский, киевский адвокат, специализирующийся на автомобильных делах, объясняет этот феномен просто: раньше гоняли не меньше, но откупались прямо на дороге. Теперь, с появлением видеоприборов Визир, фиксирующих нарушения ПДД, все случаи превышения скорости попадают в сводки.
Луценко не может нарадоваться на Визир. Мол, именно благодаря беспристрастной видеотехнике удалось выявить множество злостных нарушителей, которые раньше избегали ответственности, в том числе и благодаря взяткам.
Эффект от Визира - это еще и солидная сумма официальных штрафов. За год кошельки нерадивых водителей облегчились почти на 800 млн грн.
Половина этих средств поступила в госказну, половина - в местные бюджеты. Но вот что дальше произошло с этими деньгами, не знает даже глава МВД. По его словам, лишь небольшая часть пошла туда, куда следовало бы - на новые дорожные знаки, разметку, светофоры или видеонаблюдение.
Проблема в том, что деньги от штрафов не имеют целевого назначения, и власти могут их использовать по своему усмотрению. К примеру, в Луганске, по словам Александра Савенко, начальника пресс-службы местного совета, 817 тыс. штрафных гривен, пришедших за год в горбюджет, потратили на зарплаты бюджетникам и оплату энергоносителей.
Благодаря такой политике водители по всей стране продолжают свой ежедневный "бой" с одной из главных помех - с самими дорогами. На украинских шляхах часто не видно разметки, их обочины не оборудованы, полотно дороги рябит ухабинами и трещинами, грязь и снег часто не убирают, нет освещения и порядка с дорожными знаками.
44-летняя Саманта Брук из США не шутит, когда говорит, что после одного дня езды по столичным улицам у нее "весь вечер тряслись руки". "Ваши дороги, вы меня простите, но - это disaster (бедствие)", - описывает свои впечатления Брук. Ей несколько раз казалось, что ее авто лишится колес, угодив в яму прямо посреди улицы.
Двойная беда
К первому disaster’у - дорогам - в Украине добавляется еще один - люди. Среди них выделяются две категории - сами инспекторы ГАИ и владельцы дорогих иномарок.
По словам Николая Белова, 30-летнего киевлянина, если в Европе нарушить можно, только специально приложив большие усилия, в Украине даже при аккуратной езде можно вдруг стать нарушителем благодаря малозаметным или спорным дорожным знакам.
Типичная жертва подобной ситуации - киевлянин Александр Сойка. При выезде на Житомирскую трассу из Киева, чуть ниже автостанции Дачная его оштрафовали за то, что он ехал слишком быстро под знаком "Ограничение скорости до 40 км/ч". Причина для его установки - якобы ремонт дороги. Водители рейсовых автобусов, с которыми пообщался позже Сойка, говорят - да, ремонт был, но в прошлом году. А знак так и остался.
Таких "забытых" знаков и прочих уловок инспекторов ГАИ не счесть. Адвокат Володарский с начала 2009 года стал вести личную статистику, когда и по какой причине его останавливали сотрудники автоинспекции. "Из тех восьми остановок, которые были с начала года, только одна была более-менее обоснованной, одна беспричинная и шесть - попытки наглого развода", - говорит он.
Инспекторы часто вынуждены быть слишком придирчивыми. К Корреспонденту попало распоряжение замначальника ГАИ Георгия Георгиенко. В документе речь идет о том, что "профилактическая работа (сотрудников Госавтоинспекции) не отвечает тенденциям аварийности". Поэтому Георгиенко требует от управлений ГАИ "активизировать работу по выявлению "приоритетных нарушений ПДД", одновременно уменьшив "вал нарушений, которые не являются приоритетными".
"Приоритетные" нарушения в каждом регионе свои. К примеру, в Волынской, Запорожской, Киевской, Тернопольской и Харьковской областях замначальника ГАИ предлагает активнее ловить нарушителей за пьянство. А в Закарпатской, Николаевской, Черниговской областях и Киеве усиленно заниматься теми, кто превышает скорость.
Достоверность этого документа в МВД так и не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть. Лишь Сергей Коломиец, начальник Департамента ГАИ МВД, заявил, что никакого плана по нарушениям у его подчиненных нет. "У работника ГАИ (его начальство) спрашивают: что ты делал восемь часов? Принес десять протоколов - спасибо, 15 - еще лучше. Это не план. Если протоколов нет, значит, он работал на карман или бездельничал", - пояснил он.
Тех, кто "работает на карман", как утверждают в ГАИ, увольняют. В 2009 году в Украине по этой причине лишились погон 127 сотрудников МВД.
Другим человеческим фактором - нарушителями на дорогих авто - ГАИ вообще не занимается. Лишь с прошлого года в инспекции выделили в отдельную строку нарушения, совершенные владельцами автомобилей стоимостью свыше $ 100 тыс. Оказалось, что из 5,8 млн нарушений, совершенных в 2009-м, на их счету каждый пятый протокол.
Но это только те случаи, когда нарушителей зафиксировал Визир. Инспекторы предпочитают не связываться с обладателями дорогих авто.
В число подобных "ненаказуемых" часто входят представители власти, которые на сотрудников ГАИ производят столь неизгладимое впечатление, что правоохранители готовы им простить все, даже без денег. В этом лично убедился нардеп Тарас Чорновил. Он не скрывает: если его и останавливают гаишники, то едва увидев знакомое лицо, берут под козырек и желают счастливого пути.
Николай Рощин, старший специалист Департамента уголовного розыска МВД, говорит, что обычно дело не доходит даже до остановок. Мол, номера машин многих чиновников сотрудники ГАИ знают на память.
"Я знаю машину (киевского мэра Леонида) Черновецкого, - чего я буду его останавливать? Я ж на него протокол не оформлю", - признается Корреспонденту анонимный инспектор, стоящий на углу улицы Владимирской.
Руководителей ГАИ эти проблемы не тревожат. Их умы заняты другим. "Со следующего года мы в первую очередь уделим внимание ремням безопасности, как бы это ни выглядело смешно", - говорит Коломиец. По его словам, использование ремней на 30% сокращает число жертв ДТП.
Направление его мыслей выглядит логичным. Даже после приложения нынешних титанических усилий Украина все равно остается одним из европейских лидеров по числу смертей на дорогах. Как говорит Михаил Берлин, президент Ассоциации безопасности дорожного движения, в стране на 100 тыс. населения приходится 21,5 случаев ДТП со смертельным исходом. В благополучной Великобритании этот показатель равен 5,2, а в Нидерландах - и вовсе 4,8.
Екатерина САЛЕЙ (Корреспондент, № 2, 22-28 января 2010)
[ Регистрация | Вход ]