Авто ЖЖ » Новости » 2009 » Сентябрь » 2 » 12:30

В Киеве взяток почти не дают, а в глуши можно озолотиться

02 Сентября 2009 3007 0.0 0
В Киеве взяток почти не дают, а в глуши можно озолотиться

Работа ГАИ, по понятным причинам, вызывает у водителей массу недовольства, особенно после введения в ноябре прошлого года новых повышенных штрафов. Чаще всего народное возмущение вызывает то, что гаишники стоят не там, где сложная дорожная развязка, а там, где можно заработать.

К примеру, ставят ограничивающий знак так, что он провоцирует нарушение. Кроме того, часто водители говорят о неравноправии участников дорожного движения: гаишники наказывают простых людей, а тех, кто показывает ксивы или дает деньги, отпускают. Также в последнее время все чаще стала появляться информация о том, что на некоторых трассах под видом инспекторов работают мошенники в форме ГАИ.

Для того чтобы выяснить, как обстоят дела на самом деле, я решил побывать в шкуре гаишника: в военторге купил доступное простому смертному обмундирование и попросился поработать с настоящими гаишниками на посту. Кроме того, попробовал себя и в роли лжегаишника.

ДВА ДНЯ РАБОТЫ: НА ВЗЯТКАХ — ЛИШЬ 350 ГРН.

Поработать мне предстояло в полку ДПС ГАИ города Киева, который считается элитным подразделением — это те самые ребята, которые ездят на новеньких Mitsubishi Lancer X в новой форме песочного цвета. Помимо патрулирования улиц и перекрестков, сотрудники полка занимаются сопровождением высоких гостей, контролем за порядком на дорогах при проведении массовых акций вроде «Дня Независимости» и, при необходимости, перекрытием дорог для безопасного проезда высокопоставленных лиц.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: РАБОТА В НАРОДНОЙ ДРУЖИНЕ

Фото Г. Салая
Аварийный перекресток. За 7 месяцев здесь произошло 19 ДТП

Полк ГАИ, с сотрудниками которого мне предстояло работать, находится на улице Семьи Хохловых, куда сотрудникам утренней смены нужно прибыть в 6.30 в полной боевой готовности (вторая смена заступает в 15.00, третья — в 23.00), получить под роспись табельное оружие, жезл и значок. Около 7 часов происходит развод, в ходе которого инспекторам ставят задачи и назначают места дислокации. «Каждый инспектор несет службу только в определенном квадрате, а оставить место дислокации он имеет право лишь по приказу или для пресечения правонарушения, например, преследования преступника», — отметил замначальника ГАИ Киева полковник Александр Ершов.

Меня прикрепили к двум опытным инспекторам: старшему лейтенанту Владимиру Безклейному и прапорщику Геннадию Ховруку. Первый день работы был тренировочным в качестве дружинника: мне было велено наблюдать за работой инспекторов, чтобы понять ее специфику. Местом дислокации оказался перекресток сразу пяти улиц: Межигорской, Набережно-Луговой, Константиновской, Электриков и Заводской.

Первой реакцией по прибытии было удивление: разметка на перекрестке нарисована четко, светофоры работают, указательные знаки висят, словом, никаких сложностей у водителя возникнуть не должно.

— А что тут можно нарушить?

— Сейчас увидишь. Вон висит знак «направление движения по полосам», который требует, чтобы автомобили из крайнего правого ряда со стороны Набережно-Луговой двигались только прямо — в сторону улицы Электриков. Из среднего и крайнего левого ряда можно ехать только налево. Некоторые водители умудряются ехать вначале прямо, а потом из крайнего правого ряда «по-крутому» ехать налево, всех подрезая.

Первая мысль, которая возникла у меня, — недоверие к словам инспектора. Явно есть ловушка — либо разметка криво нарисована, либо знак висит слишком близко к перекрестку, поэтому водители просто не успевают на него среагировать. Но разведка на собственном автомобиле этого предположения не подтвердила: знак и висит заблаговременно, и дублируется. Кроме того, стоит светофор с вечнозеленой стрелкой прямо. Ладно, постою-посмотрю.

В течение 20 минут никаких нарушений не происходило, а я, если честно, даже начал зевать. В этот момент, словно нарочно, раздался звук удара — на перекрестке произошло ДТП. Водитель «Хюндай Туксон» решил развернуться по-хитрому и зацепил таксиста на «Чери Амулет». «Это уже 19 ДТП за этот год на этом перекрестке, поэтому мы тут и стоим, но за всем уследить сложно», — рассказали мне гаишники, организовывая объезд аварии до приезда службы оформления ДТП.

Второй инспектор остался на своем посту и продолжил ловить нарушителей «на знак». Но реально нарушать водители начали только с 9 часов — наверное, сказывалась спешка на работу. Как объяснил первый остановленный нарушитель на «Пежо 206», он так объезжал затор. Экономия нескольких минут обошлась ему в 255 грн. — минимальный штраф, предусмотренный за такое нарушение ст. 122 ч. 1 КоАП. «Я стараюсь выписывать по-минимуму, — объясняет инспектор. — Мы должны оценивать материальное состояние водителя (например, то, на каком авто он ездит) и степень опасности для других автомобилистов, которую он создал своим нарушением».

Второе зафиксированное нарушение, на мой взгляд, было просто нелепым. Водитель «Газели», не обращая внимания на патруль ГАИ, просто поехал на красный свет. Как потом удалось у него выяснить — очень спешил на работу, а экипажа ГАИ не увидел, поэтому и уменьшил бюджет семьи на 310 гривен. Пятидесятилетний нарушитель был явно расстроен: для него это пятая часть зарплаты, но закон есть закон.

Где-то к половине одиннадцатого приехал проверяющий. Замкомандира роты проверил правильность оформления документов: журнал, протоколы. «В день к нам приезжают до пяти контролеров, — пояснили мне инспектора. — Могут даже заставить карманы вывернуть. Впрочем, каждая проверка длится не более 10 минут».

В течение следующего часа работа шла как по маслу — водители нарушали, их останавливали и составляли протоколы. Впрочем, одно исключение мне удалось заметить. Автомобиль «Пежо 206» (второй за день) не выполнил требования знака, но когда его остановили, то водитель объяснил нарушение тем, что вез в больницу жену, которой плохо — на переднем сиденье действительно была девушка с неестественно бледным лицом. Водитель протянул документы, в которые вложил 150 гривен, мол, извините. «Заберите это немедленно и езжайте!» — нервно ответил инспектор Владимир. «Вот если бы была проверка, меня бы серьезно наказали, — объяснил он мне. — С одной стороны, видно, что девушке явно плохо, и ей нужна медицинская помощь, с другой — я должен был задержать водителя и за попытку дачи взятки доставить в райотдел, а также составить протокол. Но вдруг эти минуты действительно решающие?..»

В тот день подобных случаев, когда водитель пытался бы «дать на лапу», больше не последовало. Инспектора останавливали за одно и то же нарушение разные автомобили и выписывали протоколы. Объяснения у всех водителей были практически одинаковые: «спешил», «не видел», «объезжал», «перепутал», «не знал»...

Уже к концу смены, проигнорировав требования знака, на перекресток выскочила новенькая «Мазда 3». Водитель — молодой человек неформального вида — вместо объяснений стал на инспектора «наезжать»: гневно рассказывать о своих правах, кричать о знакомых и связях. Когда это не помогло, тактика изменилась: он достал из кармана две проплаченные штрафные квитанции по 300 гривен каждая и стал просить: пожалейте, вот только-только два штрафа оплатил...

— С молодежью 1987-89 годов рождения, то есть 20—22 лет, нам работать тяжелее всего: хамят, угрожают, много врут, — пояснил мне инспектор ГАИ Владимир. — Люди постарше — 24—40 лет — обычно чаще других пытаются откупиться, а водители после 40 молча ждут оформления протокола и практически не спорят.

К моменту, когда смена уже подошла к концу, я ощутил, как на меня навалилась жуткая усталость: от 8-часового простоя на одном месте затекли ноги, летнее солнце обожгло лицо, а одежда оказалась покрытой слоем дорожной пыли. Впрочем, по словам инспекторов, солнечная погода — не самый худший вариант: стоять приходится и в снег, и в дождь, а особенно тяжело, когда дует сильный холодный ветер.  

ДЕНЬ ВТОРОЙ: В ШКУРЕ ГАИШНИКА

Фото Г. Салая
Ксивы. Сотрудников СБУ отпускают, а вот курьеров из суда — нет

Я решил не только понаблюдать за работой инспекторов со стороны, но и самостоятельно поработать гаишником в униформе. Несложно оказалось купить лишь отживающую свой срок форму синего цвета — в любом военторге полный комплект стоит порядка 600 грн. А вот форма нового образца, песочного цвета — дефицит. Пришлось обходиться тем, что есть.

Приехать в полк назначили, как и в прошлый раз, на 6.30. Без задней мысли я надел форму еще дома, сел в автомобиль и поехал «на работу».

Вот только долго перемещаться по городу в милицейской одежде не получилось: при въезде на улице Семьи Хохловых (место расположения полка) машину остановил наряд милиции, сотрудники которого сообщили о проверке, сразу задали вопрос «откуда у сержанта такой дорогой автомобиль?» (стоимостью 300 тысяч гривен). После чего последовал личный досмотр, причем никто особо не церемонился.

Удивило то, что сразу потребовали не документы, удостоверяющие личность, а медсправку. Как оказалось, если обычный водитель может и не возить ее с собой, то милиционер это делать обязан. После этого потребовали уже и удостоверение работника милиции — без него надевать форму запрещено. От задержания спасли только журналистское удостоверение и звонок от начальства ГАИ. Вывод тут один — просто так ездить по городу в форме и надеяться на то, что никто «своего» останавливать не будет, наивно. Внутренний контроль у службы очень строгий.

Кстати, сразу вычислили «чужака» и в самом полку, где меня остановили при попытке пройти в комнату получения оружия — задержали и потребовали документы. А вот вычислят ли липового инспектора обычные водители? Проверим уже на месте дислокации.

Обращаться с милицейским жезлом оказалось не так уж просто, как кажется. Движения сотрудника ГАИ для того, чтобы водитель остановился, должны быть четкими и уверенными — волнуясь, я несколько раз пытался остановить транспорт, но меня игнорировали, очевидно, что-то в моих действиях было не так.

Видя проблему, настоящий инспектор подошел и провел инструктаж: «Покажи жезлом на конкретное транспортное средство и с его помощью «следи» за ним до полной остановки, показывай жезлом туда, где именно он должен встать. И добавил: «В первый день работы у меня тоже не сразу вышло».

Попробовал — получилось. Вот только водитель остановленного автомобиля — внедорожника Lexus — выходить из машины не стал, а просто открыл окно и протянул спецталон с подписью действующего министра и надписью, гласящей, что инспекторам ГАИ запрещается препятствовать работе данного водителя.

— Мы отпускаем всех, кто показывает такой документ, — пояснили гаишники, — выдают его только работникам спецслужб. На вопрос «почему работник спецслужбы ездит на «Лексусе», мне ответили, что в зависимости от потребности он может хоть на «Запорожце» ездить. Очевидно, в тот день у данного сотрудника была потребность ехать именно на «Лексусе» и игнорировать правила. Впрочем, это вопрос не к ГАИ.

Следующим автомобилем, который я остановил за непристегнутый ремень безопасности, стал старенький «Фольксваген Гольф». На замечание водитель поднял футболку и показал бинты — оказалось, что он не может пристегнуться из-за травмы. Отпустили.

Буквально через минуту за нарушение требования знака попался еще один водитель — молодой человек вышел из автомобиля «Акура» стоимостью около $60 тысяч и протянул ксиву. Как оказалось, он работает в Государственной судебной администрации в должности... курьера. Интересно, на каких тогда машинах у них судьи ездят?!. Согласно версии водителя-нарушителя, сотрудники судебных органов к админответственности не привлекаются. Но инспектор ГАИ объяснил, что это относится только к судьям, а данное удостоверение поблажек не дает. Получается, что судей штрафовать нельзя.

Следующий нарушитель — кавказец на новом внедорожнике «Мерседес» — никаких удостоверений не показывал, а просто протянул 200 гривен: «Извэни, командир. Держи штраф». Услышав о риске попасть в РОВД за дачу взятки, он лишь усмехнулся: «Всэгда давал, даю и давать буду. Бэри, бэри, дарагой».

— К водителям, которые сразу протягивают деньги, мы относимся с особой осторожностью, — рассказали мне инспектора ГАИ. — Тут что-то нечисто, и нужно проверить автомобиль на угон, а самого водителя по базам данных. Это может быть преступник... По инструкции, за дачу взятки мы доставляем его в ближайшее отделение и пишем рапорт. Но доказать факт взятки и завести уголовное дело очень сложно — водитель просто говорит, что ничего и никому не давал. А поскольку деньги не меченые и видеозапись не производилась, такого водителя отпускают. Но сам факт задержания внесут в базу данных: при следующей попытке дачи взятки так просто водителю уйти от ответственности не удастся. В данном случае, поскольку я не являюсь должностным лицом, водителя отпустили...

ЧТО В ИТОГЕ

За две смены инспекторам предлагали взятку всего два раза, и, если предположить, что каждый раз гаишник брал бы деньги, общая сумма «левака» составила бы 350 грн. В случае выявления такого факта, инспектора сразу уволили бы с работы без права работать в милиции, а если взятку дали бы в ходе спецоперации, гаишника могли бы посадить на срок от 3 до 5 лет — за столь небольшие деньги на такой риск нормальный человек не пойдет. Напрашивается вывод, что коррупция, о которой все говорят, «крышуется» сверху, иначе — никак.

 

ЗАРАБОТОК НА ТРАССЕ: 200 ГРН. ЗА 2 ЧАСА

Убедившись, что в Киеве нет никаких шансов выдать себя за сотрудника ГАИ и проверить самостоятельно, как обстоят дела со взятками (повсюду ездят настоящие гаишники и обращают внимание на все подозрительные машины и людей в форме), мы одели униформу и отправились для эксперимента в провинцию.

Свой «брендированный» под гаишный «ДЭУ Сенс» мы поставили возле одного из прилегающих к городу Березань поселков и в течение 2 часов останавливали автомобили за нарушение правил обгона (пересечение сплошной линии) — удалось «словить» 4 водителей. Ни у одного из них подозрений не возникло — люди явно волновались и нервничали. А когда мы намекали на полюбовное решение вопроса за 50 грн., без проблем получили взятки. Вывод: возле небольших городов по-прежнему могут орудовать мошенники, поэтому, автомобилисты, будьте бдительны: у сомнительных гаишников требуйте удостоверение и сообщайте о них по телефону (044) 272-46-59.

КАК «СТАТЬ» СОТРУДНИКОМ ГАИ

Фото Г. Салая

Форма. Свободно продается в столичных магазинах.

Затраты — около 600 грн.

Жезл. Если с формой проблем не было, то с жезлом пришлось повозиться. Несмотря на все попытки, уговоры, ни в одном из киевских магазинов без удостоверения сотрудника милиции нам жезл не продали. Но его удалось купить через интернет-аукцион. При встрече продавец объяснил, что жезл остался от дяди, который служил в ГАИ еще в 90-х годах, а потом просто отдал его детям играть.

Затраты — 150 грн.

Машина. Обычный «ДЭУ Сенс» мы обклеили оракальной пленкой, а эмблему распечатали на цветном принтере и приклеили. Получилось похоже.

Затраты — 200 грн.

Сирена. Купить спецсредство без удостоверения не удалось. Но мигалку от старой скорой помощи мы купили на базаре.

Затраты — 150 грн.

Итого: 1300 грн.

КАК ОТЛИЧИТЬ МОШЕННИКА ОТ ГАИШНИКА

Фото Г. Салая

Купив в свободной продаже форму, я по незнанию допустил несколько ошибок, по которым меня легко вычисляли все, кто имеет отношение к ГАИ и милиции. Предположительно, точно такие же ошибки могут допустить и преступники, которые маскируются под гаишников.

Погоны. Нашивки или звездочки должны быть внизу, а значок — вверху. Я перепутал и повесил одну из нашивок вверх ногами.

Ремень. Должен быть настоящий офицерский. Я снял обычный гражданский из брюк, но он оказался слишком узким.

Значок. Несмотря на все попытки, купить его не удалось — просто нет в продаже.

Шевроны. У настоящего гаишника они пристрочены на машинке. Я пришивал вручную и сделал это криво, а саму нитку легко увидеть, если присмотреться.

Обувь. Я надел остроносые туфли, а такая обувь униформой ГАИ не предусмотрена.

 

Владислав Бовсуновский, Сегодня


Комментариев: 0
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
[ Регистрация | Вход ]

Новости по теме: