Нынешние цены на бензин заставляют активно искать альтернативу этому виду горючего. И если о массовом переходе на водород или топливные элементы пока говорить рано (в силу дороговизны и сложности подобных устройств), то замена бензина дровами – технология уже известная. Но оправданна ли она?
Оборудовав ГАЗ-52 самодельной газогенераторной установкой, группа инженеров Житомирского агроэкологического университета не изобрела ничего революционного. Автомобили с системами, способными при сжигании древесины, угля, торфа и т. п. вырабатывать газ для работы обычных двигателей, ездили по дорогам бывшего СССР еще в 30-е годы прошлого столетия. Однако своей разработкой ученые еще раз подчеркнули актуальность внедрения энергосберегающих технологий. Что же представляет собой эта «старая-новая технология»?
Газогенераторная установка массой почти в 350 кг не только снизила грузоподъемность авто, но и существенно повлияла на его габариты.
1. Заправка. В роли топлива – деревянные брусочки. Топливный бак вмещает 35–40 кг дров.
2. Для ускорения «запуска» газогенератора дрова приходится поджигать с помощью бензина.
3. Дрова поджигаются через небольшое отверстие в нижней части газогенератора.
4. 35-40 кг дров = 75–80 км
5. Километр пробега автомобиля с газогенераторной установкой в 2-3 раза дешевле, чем у авто на бензине или ДТГаз начинает вырабатываться практически сразу после запуска установки, однако необходимые фракции, делающее его горючим, появляются лишь минут через 20.
«Родной» газовский двигатель заводится на бензине, а затем переводится на работу на газе, подающемся прямо во впускной коллектор.
Для увеличения количества массы поступающей в цилиндры горючей смеси и уменьшения потерь мощности газ после прохождения фильтра попадает в радиатор-охладитель (интеркулер).
Увидев с 50-метрового расстояния довольно старенький ГАЗ с массивной установкой за кабиной, мы сразу поняли – это и есть та самая «машина будущего», которой суждено разрешить спор между мной, сторонником нетрадиционных подходов к решению проблемы бензинозависимости автомобилей, и моим коллегой, который считает, что на топливе из нефти будут ездить еще лет 100 и выдумывать что-то новое нет смысла. А если проще – поедет «дровоход» (как в шутку назвал этот автомобиль мой коллега) или не поедет.
Конечно, поедет – в этом я был уверен, – ведь его «собратья», почти аналогичные по конструкции, не только ездили, но даже серийно производились еще в прошлом столетии. Но мой оппонент твердо стоял на своем и приводил все новые аргументы, начиная с необходимости смены конструкции двигателя и заканчивая тем, что прошел дождь и дрова размокли…
Разумеется, перед любой поездкой первым делом необходимо заправиться. Не проблема – в кузове автомобиля лежат заблаговременно подготовленные деревянные брусочки, упакованные в мешки. Два мешка – и топливный бак полный. Если припомнить физику, то эти сорок килограммов дров эквивалентны 13–15 литрам бензина, а значит, заявленный конструкторами пробег в 75–80 км на одной загрузке сомнений не вызывает.
Топливо загружается в верхнюю часть газогенератора (см. схему). В нижней части установки, кроме двух маленьких окошек, предназначенных для очистки установки от золы, есть небольшое отверстие, через которое и поджигаются политые бензином дрова. Топливо подсушивается, а затем подвергается так называемой сухой перегонке, необходимым условием которой является недостаток кислорода (иначе все просто сгорит). В результате выделяются влага Н2О, метан СН4 и углеводороды типа СnНn. Так как отбор газа производится из верхней части газогенератора, то продукты подсушки и сухой перегонки смешиваются с поступающим снизу газом и уходят из газогенератора. Кроме вышеназванных химических соединений, в состав газа входят окись углерода (СО), углекислый газ (СО2), азот (N2).
Километр пробега автомобиля с газогенераторной установкой в 2-3 раза дешевле, чем у авто на бензине или ДТ.
Перед тем как попасть в цилиндры ДВС, полученный газ, уступающий метану в энергоемкости лишь 15–20%, проходит через фильтр (вторая большая бочка), где очищается от сажи и других механических составляющих. Затем он попадает в охладитель – понижение температуры позволяет закачать в цилиндры больше газа (выше плотность) при том же объеме.
Качество полученного продукта при отсутствии газоанализатора
проверяют очень простым способом. Подносят спичку к струящемуся потоку
– если горит, значит готов к подаче в двигатель.
Газ начинает вырабатываться практически сразу после запуска установки,
однако необходимые фракции, делающее его горючим, появляются лишь минут
через 20.
«Родной» газовский двигатель заводится на бензине, а затем переводится на работу на газе, подающемся прямо во впускной коллектор. Для увеличения количества массы поступающей в цилиндры горючей смеси и уменьшения потерь мощности газ после прохождения фильтра попадает в радиатор-охладитель (интеркулер).
В конструкцию двигателя ГАЗ-52 доработок не вносили. Газ подводится
во впускной коллектор и далее, как и бензин, подается в цилиндры.
Заводится автомобиль только на бензине, для чего под капотом
предусмотрен дополнительный бачок с топливом. Затем переключателем
внутри кабины машина переводится на газ. Но увы – после переключения с
бензина на газ грузовик сделал несколько кругов по двору университета и
двигатель умолк. Все попытки реабилитировать автомобиль ни к чему не
привели, хотя за день до этого он довольно бойко колесил по Житомиру,
что подтвердила видеосъемка. Видимо, за 37 лет службы этот ГАЗ-52
исчерпал свой ресурс, но только после того, как его превратили в
«подопытного кролика», стало ясно, что ему нужен капитальный ремонт.
Итог
Действительно, если говорить об установке газогенераторов на легковой транспорт, то время автомобилей на дровах, наверное, закончилось. И дело не только в том, что конструкция автомобильного газогенератора несовершенная и устаревшая. Просто трудно представить современного автомобилиста, избалованного 500-километровым безостановочным пробегом, который тормозит на обочине через каждые 70–80 км и досыпает в огромный агрегат, занимающий половину, а то и весь багажник, дрова, уголь или солому. И даже ожидаемая от газогенераторов экономия (в 2,5-3 раза по сравнению с использованием бензина) не сможет компенсировать неудобство и значительную потерю мощности (30–40%), чем сопровождается переход на подобное топливо.
Однако если использовать газогенераторы как стационарные устройства, перерабатывающие биомассу, которой так много в нашей стране, в электроэнергию, или как энергоустановки сельскохозяйственных машин, для которых удобство эксплуатации и динамические показатели играют второстепенную роль, то получаемый экономический эффект может перевесить все минусы. К тому же биомасса отличается от других видов топлива не только неисчерпаемостью ресурсов, но и экологической безопасностью. Так что работы в этом направлении весьма перспективны. Тем более что Украина имеет огромный потенциал производства энергии с использованием альтернативного топлива, и не воспользоваться таким шансом – недопустимая глупость.
Автоцентр
[ Регистрация | Вход ]