Условно трезв
Разрешенной нормой алкоголя в нашей стране всегда был ноль. Точка. Формально даже сотая доля промилле уже давала основания назвать водителя пьяным и наказывать. Ситуация всегда была предметом спора, ведь перешагнуть ту самую нулевую отметку опьянения можно и невзначай, выпив кваса или спиртсодержащей микстуры от кашля.
Разрешенные промилле — мировой опыт. Но украинцы активно о них заговорили после того, как в 2008 году под хмельком в 0,3 промилле позволили кататься соседней России. Тут-то наш автолюбитель стал переживать, ожидая праздника и на своей улице. И он настал. Как в большинстве цивилизованных стран, теперь у нас четко определено, что такое алкогольное опьянение и кого считать нетрезвым водителем. Сам по себе перегар — больше не аргумент.
По словам начальника Департамента ГАИ Министерства внутренних дел Украины Сергея Коломийца, если в крови «драйвера» обнаружено 0,2 и менее промилле — автомобилиста считают условно трезвым и не наказывают. Хорошо это или плохо? И что зашифровано под таинственными 0,2 промилле в переводе на винно-водочное измерение? Внести ясность нам помог эксперимент.
В гостях у нашей редакции побывала команда компании Saturn Data International — именно она обеспечит украинскую Госавтоинспекцию приборами Dräger. Эта немецкая техника уже находится на вооружении дорожных полицейских в 73 странах мира, включая наших соседей — Россию и Польшу. Украина станет 74-й.
Но первыми испытали прибор журналисты «Известий в Украине». Президент компании-представителя Dräger Ростислав Шерстюк принес в редакцию алкометр, чтобы наш брат убедился в его надежности. Но для этого журналистам предстояло пригубить самые распространенные алкогольные напитки. Задача — опытным путем выяснить, что такое 0,2 промилле. Если по науке, то это означает, что в одном литре крови водителя может содержаться не более 0,2 грамма алкоголя. Честно говоря, звучит не очень понятно. Сколько раз по пятьдесят можно принять, чтобы сев за руль, не нарушить новый «несухой» закон? Вот что надо узнать. В общем, нам предстоял веселый рабочий день. Поехали.
Еду я от кваса пьяный
Редактор отдела экономики Зоя Роман (вес — 55 кг) выпила 50 граммов закарпатского коньяка. Через пять минут прибор показал запрещенные 0,47 промилле, через 10 — немногим меньше. За руль Зоя смогла бы сесть только на 45-й с начала эксперимента минуте, когда результат снизился до разрешенных 0,19 промилле. Заместитель главного редактора Сергей Брага (вес — 87 кг) взял на себя самую «крепкую миссию» — пятьдесят 60-градусного самогона. Эксперимент оказался самым интересным. Через десять минут прибор показал, что в крови содержится 0,86 промилле, через 15 минут цифра увеличилась до 1,05 промилле. Но на 25-й минуте результат вдруг стал разрешенным — 0,16 промилле. Казалось, можно за руль! Но не тут то было! Когда прошел час, Dräger снова показал несовместимую с вождением авто цифру — 0,43 промилле. Как объяснили специалисты, такие скачки — не редкость. Поначалу в кровь может попасть не весь алкоголь. Вновь поднявшееся его содержание в крови Сергея Ивановича очень быстро снизилось, и через час 17 минут составило 0,07 промилле. Можно ехать.
Я взял на себя народные 50 граммов водки. Весу во мне — 77 кг. Через пять минут мог садиться за руль — 0,13 промилле. А через 10 минут прибор уже демонстрировал 0,00 промилле. «Еще в кровь не всосалось», — предположили эксперты. Но измерения через 20, 30 и 60 минут тоже показывали нули. Мой организм один «дринк» водки спрятал очень надежно. «По нулям, но координация-то нарушена», — подшучивали коллеги.
Журналист Андрей Кузьмин весом 67 кг выпил 250 граммов светлого пива. Через 10 минут прибор уже, казалось, разрешил ему садиться за руль — 0,19 промилле. Но через 15 минут показания вновь стали запретными — 0,22 промилле. Только на 40-й минуте дисплей Dräger порадовал — 0,14 промилле. А через час демонстрировал нули.
Для разнообразия мы решили проверить напиток, который, говорят, заставляет почувствовать себя обманутым — безалкогольное пиво. Выяснять, насколько оно безалкогольное, взялась редактор отдела культуры Лана Куйбина (вес — 53 кг). 200-граммовый стакан водительского пива оказался не таким уж безалкогольным, в первые минуты выдавая 0,14 промилле. Да, сейчас это норма. Но еще пару недель назад такие показания приравнивались к пьянке и стоили дорого. Правда, пиво-безалкогольные показания прибора сходят на нет очень быстро, и на 20-й минуте добираются до нуля.
Редактор спортивного отдела Николай Москвин (91 кг) осушил 150-граммовый бокал шампанского. За руль после этого он смог бы сесть уже через 20 минут, когда показания прибора упали до 0,19 промилле, и дальше только уменьшались.
Не забыли мы проверить и миф о кефире. До введения 0,2 промилле многие рассуждали о том, что даже кефир дает небольшой градус, и за это теоретически могут лишить прав. Редактор отдела политики Людмила взялась за разрушение легенды и выпила стакан кефира. Результат — нули. Что сразу — что через час. Миф разрушен. Те же нулевые результаты показали соки. А вот квас преподнес сюрпризы. Через минуту после того, как наш сотрудник выпил всего-то стакан этого хлебного напитка, прибор высвечивал 0, 56 промилле, что почти втрое выше разрешенной нормы. Как и в случае с безалкогольным пивом, цифра эта быстро уменьшалась, составив 0,20 промилле уже через несколько минут, а через 10 минут — абсолютную трезвость.
Дизайнер Ирина испытала эффект столовой ложки успокоительной микстуры на для беременных женщин. Основа лекарства — этиловый спирт. Первые мгновения руль для девушки был заказан — 0,58 промилле! А вот через пару минут — уже 0,19. И совсем пары алкоголя испарились через пять минут.
Самую сладкую миссию взял на себя Слава Старейченко, редактор отдела «Спецпроект». Он осилил целую коробку конфет с ликером «Вишня в шоколаде». Измерения поначалу говорили о том, что коллега наш и на ногах нормально стоять не должен — 1,4 промилле! Сесть за руль после коробки конфет Слава смог бы через восемь минут, когда уровень алкоголя уменьшился до 0,18 промилле. А через 18 — и не докажешь, кто все конфеты съел, у Dräger по нулям.
По 0,2 промилле — это как?
Как видите, точно предсказать показания алкотестера и рассчитать разрешенное количество алкоголя практически невозможно. Все очень индивидуально и зависит от массы факторов: что и в каких количествах человек ел, обильно ли запивал. Важны пол, масса и рост, а отчасти влияют на показания возраст, здоровье, размер и состояние печени и даже самочувствие и выспался ли человек. Иначе говоря, составить единую формулу, которая помогала бы рассчитывать разрешенную дозу выпивки, нельзя. Данные могут быть только ориентировочными. Мы публикуем таблицу, составленную на основании длительных испытаний Dräger на тысячах добровольцев. Она помогает ориентироваться, но поправку на себя необходимо делать обязательно.
Даже наш эксперимент показал: например, пивное опьянение хоть и несильное, но длительное и стабильное — даже 200 граммов не позволяют садиться за руль 40 минут. Или если стопка 40-градусного напитка одному не позволит законно рулить целый час, то для другого она вовсе незаметна.
Практика показывает, что прибор не реагирует на водку, если ее пьют не на голодный желудок. Пища помогает уменьшить концентрацию спиртов в выдыхаемом воздухе. А пиво при полном желудке выводится наоборот, дольше.
Первое время после возлияния (около 10 минут) прибор фиксирует алкоголь, оставшийся в ротовой и околоротовой полостях. Потом Dräger может какое-то время не показывать алкоголь вовсе либо же демонстрировать разрешенную дозу. Не стоит обольщаться. Есть большая вероятность, что скоро алкоголь попадет в кровь — и прибор снова зашкалит.
Самый разумный совет для водителя: выбирайте — или пить, или ездить. Лучше уж не рисковать и взять такси.
Что такое хорошо
Для Украины 0,2 промилле — палка о двух концах. Страна наша все-таки в большей степени пьющая. Одни считают, что пить надо меньше, другие — что пить надо больше. Но все они сходятся в одном: пить надо. Водка — традиция, ритуал, обычай и обряд. Ее любят и хотят.
До недавнего времени существовала аксиома: за руль нельзя ни после стопки, ни после полстопки. Многих это останавливало. Боялись. Дорого. Но абсурд ситуации заключался в том, что ответственность за полфужера шампанского и литр водки была одинаковая. Тот, кто пригубил, и тот, кто на ногах не стоит — перед законом равны. При этом уже не одно десятилетие весь цивилизованный мир знал водительско-алкогольную норму и отлично с ней уживался.
В октябре 2009 пришло наше время по еще одному пункту перенимать опыт передовых стран. Это 0,2 промилле. Полезны ли они для нас — покажет время и статистика ДТП. Но некоторые выводы очевидны сейчас. Разрешенный «водительский» алкоголь — полезное нововведение для умных, адекватных, культурных и цивилизованных украинцев. Теперь вместе с вечерним просмотром футбольного матча они могут выпить пару-тройку бокалов пива, а утром не опасаться вопроса от гаишника: «Что пили вчера?» Такого рода «разводы» больше неактуальны. К тому же в жизни всегда есть место поводу. Теперь на презентации, корпоративном мероприятии, открытии или закрытии чего-либо, дне рождения, свадьбе или поминках можно не пить — пригубить спиртное. Полезно для тех случаев, когда может и не хочется, но надо, причем не отказываясь от руля.
Но все плюсы работают только для homo sapiens — человека разумного. А такие, увы, не все. Не секрет, что часто выпивший 50 граммов водки рискует стать другим человеком. А тот, другой, пьет уже много. Иначе говоря, нововведение опасно для людей без тормозов, которые будут честно собираться выпить один «дринк», после чего сорвутся и осушат бутылку. Одна рюмка их просто раздразнила. А алкоголь ведь не только притупляет реакцию, но и обостряет наглость. А так и до руля недалеко.
Есть риск, что найдутся и те, кто растолкует нововведение в свою пользу: немножко можно. А «немножко» у каждого свое. Такую опасность провоцируют и сообщения многих СМИ, которые в погоне за «горячими» анонсами и заголовками трубят: «За рулем разрешили пить». Найдется аудитория, которую дальнейшие подробности не интересуют — им достаточно такой информации. Поэтому сейчас особенно важно донести до каждого водителя, что пить на самом деле никто не разрешал и что 0,2 промилле — это не бутылка на троих.
Сегодня уже подготовлен законопроект, предусматривающий штраф за вождение в состоянии опьянения в размере 500—600 прожиточных минимумов (приблизительно 8—10 тыс. грн). С ноября 2008 года штраф за пьянку у нас составляет 2550—3400 грн или лишение прав на 1-2 года. Логичным продолжением заимствования мирового должно стать усиление ответственности для тех, кто превысит разрешенные 0,2 промилле. Ведь есть же страны, где за вождение под градусом, превышающим разрешенный, прав лишают пожизненно. Без права на амнистию.
Безалкогольное? Не факт
Самым интересным в наших испытаниях оказался тест безалкогольных напитков и лекарств. В первые минуты показывалось высокое содержание алкоголя, что можно трактовать как опьянение. Пофантазируем. Вы на ходу пьете квас или жена ласково угощает вас конфетами с ликером. Или вы простудились, и раз в три часа выпиваете колпачок спиртовой микстуры. По закону подлости именно в этот момент останавливают гаишники, которым ваше состояние кажется подозрительным. Следует предложение дыхнуть в Dräger. Квас или лекарство, выпитые недавно, покажут опьянение, а инспектор зафиксирует результат.
Эта ситуация вымышленная, но доля шутки, как известно, есть в каждой шутке. Будет обидно, если конфета и квас станут поводом отправиться на независимую экспертизу, опротестовывать результаты и доказывать свою невиновность.
Но если с вами вдруг стряслось нечто подобное, есть несколько разумных вариантов разрядить ситуацию.
Первый. 10 минут тянуть время — и безалкогольный хмель улетучится.
Второй. Перед тестом прополоскать рот водой, ведь большую часть «выхлопа» в такой ситуации дают пары алкоголя, оставшегося во рту.
А как у них?
Наша разрешенная доза — одна из самых низких в мире. Аналогичные ограничения в 0,2 промилле установлены в соседней Польше. А вот в России выпить можно больше — целых 0,3 промилле. Турция, Германия и Бельгия позволяют управлять автомобилем, когда в крови 0,5 промилле. Франция еще больше — 0,8 промилле. В США — 1 промилле.
Чем хорош Dräger?
Алкометр, или алкотестер Dräger гаишники будут закупать в комплекте с портативным принтером. По принципу пульта от телевизора, принтер дистанционно связывается с прибором и распечатывает результат проведенного измерения на термобумаге, хранить которую можно семь лет (или заказать бумагу 25-летней «выдержки»).
Вместе с ударопрочным чемоданчиком и одноразовыми мундштуками один такой боекомплект обойдется ГАИ порядка 20 тыс. грн. Зачем такие дорогие — возникает вопрос? Измерением паров алкоголя в воздухе концерн Dräger занимается 60 лет, а его приборы, как упоминалось, используют полицейские в 73 странах, на всех континентах. Прибор этот служит много лет, а погрешность его показаний — порядка 1,7%. Принцип работы такой техники — использование электрохимического сенсора, который реагирует исключительно на пары спирта и не реагирует на ацетон и другие вещества.
Все измерения счетчик нумерует, не позволяя инспектору провести дополнительный неучтенный замер «себе в карман». В то же время, не получится схитрить и водителю. Дыхание в себя, маленький выдох или прерывистое дыхание — все это не дает сделать встроенный микропроцессор. Dräger сам сигнализирует, когда нужно прекратить выдох. И если ему что-то не понравилось — выдает ошибку и просит повторить эксперимент. Прибор пропускает верхний слой выдыхаемого воздуха и измеряет исключительно глубинный слой, который реально контактировал с кровеносными сосудами легких и несет в себе информацию о концентрации спирта в крови человека. Кстати, немецкие алкотестеры уже 10 лет применяются на украинских предприятиях, где возможны аварии по вине человека, например, на атомных станциях или авиатранспортных предприятиях. Теперь пришло время ГАИ.
Никогда не узнаешь, что хватил лишнюю рюмку, пока ее не выпил. Именно поэтому немецкий прибор сможет купить также любой водитель. Без принтера и чехла стоить он будет порядка 11 тыс. грн. Вероятно, что вскоре сервис проверки уровня опьянения себя, любимого, появится и в гостиницах, кафе, ресторанах.
[ Регистрация | Вход ]